Пребывай же в блаженном сне, благородный король
Быть мессией в своей стране – незавидная роль... © Ария
Быть мессией в своей стране – незавидная роль... © Ария
Как бы я не оттягивал этот момент, но он пришел - последняя серия Мерлина просмотрена и осталось только собрать эмоции в кулак и попытаться выдать что-нибудь адекватное. Ибо мыслей во время просмотра было очень много, дай бог вспомнить их все.
Для начала - пятый сезон получился очень тяжелым, каждая серия оставляла в диком напряжении. Восхвалял свою выдержку во время просмотра, за то, что не сорвался смотреть во время выхода, я бы спятил, накручивая себя после каждой серии. Персонажи ощутимо изменились. Я боялся, что в конце останется чувство незавершенности - ведь нам не говорят, сколько конкретно прошло времени между сериями/сезонами, сколько именно Артур правил. И в конце вполне могло остаться чувство, словно все его правление растянулось максимум на год и "где обещанная великая судьба, золотой век, всеобщая эйфория", как недоумевал кто-то в группе. Благодаря именно этим изменениям в характерах персонажей, лично у меня, хвала богам, такого чувства не осталось. К пятой серии основные персонажи ощутимо повзрослели, стали грубее и жестче. Временами эти изменения вызывали во мне неприятие.
По сути, то будущее, которого так боялся Мерлин, они с Артуром сотворили собственными руками. Если бы тогда, еще в первом сезоне, Мерлин позволил Мордреду умереть - как бы пошла история? Сумела бы Моргана убить Артура собственными руками, без помощи Мордреда? Или эта война продолжалась бы еще очень долго, изматывая обе стороны? А с другой стороны - если бы Мерлин сумел вспомнить и проявить такую же мягкость и чуточку больше доверия к новому рыцарю, история и в этот раз пошла бы в другом направлении. Но напряжение, исходящее от Мерлина в пятом сезоне, ощущалось физически. С каждым эпизодом он словно сжимает кольцо, в которое заключил Артура, плотнее окружает его, ощетиниваясь на любую мелочь. Понятная реакция в подобной ситуации. Ожидая самого худшего, он вскидывается на любую угрозу, не пытаясь просчитать и действуя прямо и грубо. Если раньше он опирался бы на веру в то, что все как-нибудь образуется, что предсказания могут ошибаться, то нынешний Мерлин наконец уяснил принцип - "не человека - нет проблемы". Вот только это явно не его, каждый такой выбор превращается в катастрофу. Но Мерлин на ошибках не учится, он продолжает метаться между страхом и еще большим страхом.
Замеченная забавность - Мерлин воинственно топорщит иглы на любого, кто подходит ближе, чем позволяет проведенная черта безопасности, но любые остроты сглаживаются в присутствии Артура. Только в его компании Мерлин все тот же искренний и мягкий, каким он был в далекий первый сезон. Если предположить, что между ними действительно возможны отношения, то они определенно начались бы именно в этот период, от напряжения между ними воздух искрит. Мерлину необходима близость с Артуром, чем ближе - тем спокойнее, страх медленно отпускает. Невозможно постоянно быть настороже, быть настолько закрытым, это сводит с ума - и Мерлина постепенно ведет. Но стоит только переступить черту, разграничивающую личное пространство Артура - и бушующие эмоции стихают. Причиной этому тут будет все тот же вопрос доверия. Ситуация с Гвен показала, что даже самым близким нельзя доверяться безоговорочно, даже Гаюс ставится под вопрос - с его сомнениями в выводах Мерлина, который продолжает бесится и сходить с ума, считая, что все вокруг заранее хоронят Артура по принципу "чему быть - того не миновать". Вот только даже самому Мерлину не переписать судьбу, как бы он не выкручивался. И даже воздвигнутая оборона - вот тут мы с Артуром, а все, что окружает - опасность, не подпустить, не спасла. Хотя бы потому, что одна из сторон "медали" пребывала в блаженном неведении относительно своей дальнейшей судьбы.
Еще одна забавность - то, как Артур вглядывается в Мерлина. Когда его только назначили слугой принца, его странности были забавны и очаровательны. Чем старше он становится, чем плотнее придвигается, тем подозрительнее смотрится его поведение. А в пятом сезоне Мерлин, на волне общей истерии и страха, палится уже совсем откровенно. Я даже ждал, что в конце Артур догадается сам, без признаний. Возможно, где-то в глубине души он и догадывался, было бы у него чуть больше времени, чтобы осмыслить собственные ощущения и дать им имя... Но увы.
В общем, пятый сезон получился безумно напряженным для них.
Что касается Гвен. Удивительно, но она практически не раздражала меня. Где-то на первых сериях я удивленно присвистнул, когда королева, не колеблясь, отправила свою служанку на казнь, а после еще и хладнокровно спланировала ловушку для ее отца. Тоже повзрослела и обжилась на троне, чего уж. Но в сезоне ее было меньше, чем я ожидал, и перемотка в определенных сценах спасла мои нервы. Все равно они там ничего серьезного не говорили. А вот то, что они даже на свидания втроем выбирались и завтраки в постель тоже Мерлин таскал, натолкнули меня на забавную мысль, полностью собрав для меня картину. Я верю, что Артур любил Гвен. Но есть любовь и любовь. Артур и Мерлин связаны, очень глубоко, очень сильно, такие связи не разорвать другой любовью. Они неплохо дополняют друг друга и (тут меня могли бы закидать камнями, если бы это кто-нибудь читал) вполне гармоничны вместе. Я не говорю о сексе втроем, я даже не хочу думать о постельных сценах между Гвен и Артуром. Я не верю в них. Но я верю в то, что Артур ее любит, искренне, сильно, но нет между ними того, что искрит между Пендрагоном и Мерлином, полыхает даже в случайных взглядах. Ни один из них не смог бы разорвать эти связи.
*хмыкнул* Я бы хотел написать это.
Мордред. Ох, Мордред. Забавность номер три: "ты бы смог простить Артуру смерть любимой?". Иногда меня брало любопытство - есть ли хоть что-нибудь, хоть кто-нибудь, что или кого Мерлин не смог бы принести в жертву Артуру. Мерлин простил ему Фрейю. Хотя ситуации во многом различны, но общая связующая нить у них имеется.
Хотя Мерлина в его чувствах понять можно. Сомнительно, что хоть один из зрителей считал, что показанное видение - ошибка. Так или иначе Мордред должен был принести Артуру смерть.
Я наспойлерил себе, сквозь пальцы разглядывая отзывы в группах/дневниках, в тот же день, когда вышла последняя серия, так что я знал, к чему готовиться. И благодаря тому, что концовка не стала для меня ударом - да, сериал закончили очень правильно, очень вовремя, немного скомкано, но действительно так, как было нужно. Хотя безумно жаль Элиана и Гавейна. Поставили окончательную точку на этой жизни. Но кто сказал, что у них не может быть продолжения? Не зря для меня Артур и Мерлин стойко ассоциировались с Истинным и Мудрецом. Такие истории не кончаются одной жизнью. Сколько тысяч лет перерождался сококу, следуя за Истинным, помня о нем.
Уверенность в этом (а еще куча прочитанных в процессе просмотра фанфиков - среди которых был и "The real game") не дала мне рухнуть в уныние и даже как следует порыдать над концовкой.
А еще - забавный бонус, выложенный замечательным человеком на соо. Потому что я, выкрутив звук на полную, тоже услышал возможное Мерлиново "I love you", хотя и посомневался насчет ответного Артурова признания. Но вот "Stay with me" Мерлин сказал вполне отчетливо, но эти чертовы люди не перевели такую фразу! ><
В общем и целом последний сезон для нас явно смягчили, как могли. И столько фансервисного Артур/Мерлин было (на первых сериях я сидел в шоке и все ждал, что вот сейчас они целоваться начнут. Хотя, может, это от того, что я отвык от их химии 8D), и Гвен показывали очень мало, гораздо меньше, чем ожидалось. И сам момент смерти сгладили ожидаемым камин-аутом Мерлина, и... и... И, блять, да меня последнюю серию душило ощущение, что я какой-то фанфик читаю!
*тут эмоции наконец взяли верх*
И у нас все еще есть эти пять сезонов, в которых было так много всего, что можно пересматривать и пересматривать. Этот фэндом не отпустит меня, как вот уже несколько лет не отпускает Гарри Поттер. Вот только если последнего я нежно и трепетно в фаноне, а в канон - ни ногой, то Мерлина я буду пересматривать еще далеко не один раз.
Спасибо создателям за такое чудо. Спасибо актерам за созданные образы, теперь я просто не могу воспринимать Мерлина и Артура как-то иначе, с какой-то другой внешностью, другим характером. Первая запись в моем дневнике появилась 20 ноября 2011 года. Спасибо, это было замечательное время. И за самое любимое, самое замечательное ОТП, тоже огромное спасибо.
Все, что ожидалось от этого сериала, сбылось.
И не дай боже, чтобы бродившие в контактовской группе слухи о фильмах оказались правдой.